БЫТЬ ФОТОГРАФОМ

Фотография сейчас – самое доступное из искусств, но в этом и заключается проблема – информации чудовищно много. Пока я готовила этот пост, перелопатила необъятный ворох статей и отсеяла изрядное количество всякой бесполезной чуши. Найти что-то адекватное и “без воды” – действительно сложно. Сразу хочу отметить, что умение фильтровать поток информации и осмысленно отказываться от всего лишнего – крайне важное качество не только для начинающего фотографа, но и вообще для любого человека. Я думаю, вам понятно же, что вбивать в поисковик “как правильно фотографировать” и всё в таком духе – отнюдь не достойно того уровня, к которому вы рассчитываете прийти в итоге.     

Теория доступна, но избыток информации может дезориентировать

Как известно, существует множество способов усовершенствовать свои навыки: бесплатные видеоуроки, мастер-классы, курсы в фотошколах, вебинары, книги, советы профессионалов, но что на самом деле имеет смысл? С чего лучше начать, какими путями следовать, и где истина?! Такие вопросы когда-то терзали и меня. Я помню, как с жадностью скупала все номера журналов и книги о фотографии. Интернет в то время годился только для электронных писем, никаких тематических блогов и фотосайтов не существовало, а фотошкол или курсов в Костроме ещё даже не предвиделось. Тогда мне было не сложно, а долго! И это раздражало. Тот урок я хорошо усвоила и поняла, что главным препятствием на начальном этапе самообучения является именно неготовность принимать и понимать столь внушительный объем разнообразной информации из доступных источников. Когда я стала обучать и делиться опытом, каким бы очевидным это сейчас не казалось, стало понятно, что во всем обязательно необходима система. 

 

Опираясь на свой личный опыт и опыт моих студентов, я написала несколько рекомендаций для начинающих, которыми хочу поделиться.

ФОТОКАМЕРА

Самое простое в фотографии – технические основы: их несложно запомнить, усвоить и применять. Понимание того, как работает камера, и умение ее настраивать позволит вам полностью контролировать процесс съемки и делать снимки высокого качества. Для начала вы можете обратиться к Интернет-ресурсам компании-производителя вашей камеры или использовать любые удобные руководства и рекомендации. Но в таком случае самообразование может затянуться, не принести желаемых результатов, а то и вовсе разочаровать. Поэтому, на мой взгляд, самый лучший и быстрый вариант – это пройти любой базовый курс у авторитетного фотографа, который, имея огромный опыт в фотосъемке, сможет доходчиво преподать вам технические азы. Всего пара часов, проведенных на уроке по изучению техники и параметров съемки, расставят все по местам.

литература

Книги, которые я считаю незаменимыми, и, на мой взгляд, должны быть настольными:

  •  А. Лапин, “Фотография как...”;
  •  И. Иттен, "Искусство цвета";
  •  Л. Дыко, “Фотокомпозиция” 

 

Для вдохновения и размышления:

  •  В. Беньямин, “Краткая история фотографии”;
  •  Р. Барт, “Camera lucida. Комментарий к фотографии”;
  •  С. Зонтаг, "О фотографии";
  •  Э. Лейбовиц, “Annie Leibovitz at Work”;
  •  А. Картье-Брессон, “Воображаемая реальность”.

 

Литература посложнее:

  •  Э. Гибер, “Призрачный снимок”;
  •  В. Савчук, “Философия фотографии”;
  •  Р. Арнхейм, “Искусство и визуальное восприятие”;
  •  С. Даниэль, “Искусство видеть”;
  •  В. Флюссер, “За философию фотографии”.

 

Я рекомендую не ограничиваться литературой о фотографии.

Читайте все, что касается искусства в целом:

  •  Р. Арнхейм, “В параболах солнечного света”;
  •  Э. Гомбрих, “История искусства”;
  •  Л. Выготский, “Психология искусства”.

эстетика

Все теоретические материалы – правильное и нужное дополнение, но не основа вашего пути. Самым важным и сложным в фотографии является саморазвитие: духовное, моральное, эстетическое. Важно развитие вкуса! Насмотренность поможет вам не стоять на месте и приобрести собственный стиль. Хорошее кино, живопись, выставки, современное искусство, книги, альбомы великих фотографов – все подойдет.

практика

Чтение книг, изучение законов композиции, обучение у мастеров фотографии наверняка обогатят внутренний мир, однако лишь постоянная практика может улучшить уровень собственных работ и стать движущей силой для роста. Но и она нуждается в системе. Наиболее эффективными являются тематические съемки, выполнение определенных творческих заданий, когда начинающий фотограф получает возможность обратить внимание на формирующие компоненты фотографии: компоновку, свет, объект, ракурс, фон. Фотограф всегда взаимодействует со всеми элементами и то, насколько осознанно это происходит, определяет предсказуемый уровень фотографий.

Начните действовать: снимать и экспериментировать! 

 

Никто не научит вас сразу всё понимать, чувствовать и видеть – это приходит только с личным опытом. Не существует «плохой» или «хорошей» фотографии, как не существует универсальных «рецептов качества» вообще в искусстве. По причине индивидуальности человеческого восприятия невозможно создать шедевр, который в равной мере нравился бы всем. Поэтому не бойтесь начать и помните: любое творчество должно иметь публику.